Толстых А.Д., учитель математики
Урок геометрии в 8 классе
Тема урока: «Площадь треугольника».
Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления вывода и применения формулы для вычисления площади треугольника.
Задачи урока:
образовательные: вывести формулы для вычисления площади треугольника и рассмотреть применение этих формул при решении задач на нахождение площадей треугольников, совершенствовать вычислительные навыки;
развивающие: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, переходить к обобщению наблюдаемых фактов, использовать установленные ранее факты для обоснования новых фактов и для решения конкретных задач, совершенствовать графическую культуру и устную математическую речь;
воспитательные: способствовать формированию таких качеств личности как познавательная активность, любознательность, внимательность, критичность, организованность, самостоятельность, умение слушать мнение других.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа с классом, парная работа, индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.
Методическое оснащение урока:
=Материально техническая база: кабинет математики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
== Дидактическое обеспечение: «Геометрия 7-9», учебник для общеобразовательных учреждений Л.С. Атанасян и др., М.: Просвещение, 2007.
== карточки для самостоятельной работы, карточки для решения задач по готовым чертежам, инструкции для выполнения исследовательской работы в группах, листы самоконтроля, схемы самоанализа, презентация.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность
Б.Шоу
Ход урока.
1. Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на занятии. Приветствие учителя.
2. Мотивация урока.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Б.Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Как вы понимаете эти слова?
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к математике, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет. Пожелаем, друг другу удачи на уроке и вдохновения, как говорил А.С.Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Рассматривается решение домашней задачи №465. Обращаем внимание на необходимые теоретические знания.
4. Целеполагание
Найти лишнее слово: сторона, вершина, диаметр, периметр, угол, диагональ, площадь. Почему оно лишнее? А какое слово будет связано с темой нашего урока?
Площади каких из предложенных фигур вы можете найти.
Как бы сформулировали тему нашего урок? (записываем тему в тетрадь).
Какую цель поставим перед собой сегодня?
У древнегреческого учёного Фалеса спросили: что есть больше всего на свете?
- Пространство.
-Что быстрее всего?
- Ум.
- Что мудрее всего?
- Время.
- Что приятнее всего?
-Достичь желаемого.
Желаю вам в пространстве кабинета математики, за ограниченное время нашего урока с помощью вашего ума достичь желаемого. То есть решить все задачи стоящие перед нами на уроке.
5. Усвоение новых знаний и способов действий
Исследовательская работа в группах.
1 группа работает на желтых листах. «Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит»
Цель исследования: получить формулу для вычисления площади треугольника.
Ход исследования:
- Изобразите параллелограмм АВСD. Проведите диагональ BD
- Сравните треугольники АВD и BCD. Сравните их площади.
- На основе полученного вывода, свойств площадей и формулы для площади прямоугольника получить формулу площади треугольника.
2 группа работает на синих листах «Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни».
Цель исследования: получить формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника.
Ход исследования:
- Изобразите прямоугольник АВСD. Проведите диагональ АС.
- Сравните треугольники АВС и ACD. Сравните их площади.
- На основе полученного вывода, свойств площадей и формулы для площади прямоугольника получить формулу площади треугольника.
3 группа работает на красных листах «Красный- цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и возвращает жизненную силу».
Цель исследования: получить формулу для вычисления площади треугольника.
Ход исследования:
- Изобразить произвольный треугольник.
- Изпользуя формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника
где a и b катеты, получить формулу площади треугольника, в которой будут присутствоватьвысота и основание треугольника.
Лечение цветом называется хромотерапией.
Часто знает и
дошкольник что такое треугольник.
А уж вам-то, как
не знать! Но совсем другое дело -
Очень быстро и
умело его площадь подсчитать.
Приложите все старанья, восхититесь красотой:
Половину основанья перемножьте с высотой.
6. Информация о домашнем задании
п. 52, доказательство теоремы оформить в тетрадях, №469
7. Динамическая пауза
А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад.
Повернулись влево, вправо
Тихо сели, вновь за дело
8. Закрепление знаний и способов действий.
1.
9. Релаксация для глаз
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Необходимый уровень
Найти площадь треугольника, если его высота равна 5 см, а сторона, к которой эта высота проведена равна 7 см.
№471(а)
Повышенный уровень
Один из катетов равен 8
см, Площадь прямоугольного треугольника
равна 24см
№472
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке по примерной схеме
1. Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Справился с решением задач полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
12. Итог урока.
Выставление отметок.
Как вы думаете, что же всё-таки важнее: теория или практика? Они неотделимы.
Закончить урок я хотела бы словами А.Н.Крылова «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, и умение.»