МАОУ "Гладиловская СОШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Лазеева Н.А., учитель русского языка и литературы

Занятие кружка : «С русским воином через века»

Цель: развитие интереса к изучению русского языка , этимологии униформологии; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения, совершенствование навыков исследовательской работы.

Оборудование: презентация, выставка батальных картин, фрагмент к/ф "Офицеры”

 

 Вступительное слово учителя

Существует много разных мирных профессий: музыканты, строители, учителя, врачи, водители и др. Но есть самая почетная, важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные. Догадались, о ком я говорю? (О военных.) Что является главным в этой профессии? (Защита Родины от врагов.) Как народ называет этих людей? (Защитники Отечества.) Мы говорим: «Вот идет защитник Отечества, а как мы об этом узнаем?» (По военной форме.) Интересно заглянуть в глубь истории и посмотреть, какие костюмы носили  защитники земли Русской – богатыри, дружинники, стрельцы, гренадеры, гусары…Как много таинственных для нас слов связано с одеждой воинов.

Мы продолжим сегодня знакомство с языковедческими науками. Совсем недавно наряду с этимологией (раздел лингвистики, изучающий происхождение слов) появилось ещё одно слово – униформология.

Униформоло́гия (от лат. uniformis, unis — «одна, единая», forma — «форма»; и от греч. -λογία — «слово, учение») — наука, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю возникновения и развития, а также характерные особенности служебной и, в первую очередь, военной формы одежды (военная униформология). Другие названия — мундироведение, униформоведение. ».

 История мундира – это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, ее замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах и походах, совершенных во славу русского оружия.

 

Ученик1 ОДЕЖДА ВОИНОВ В ДРЕВНОСТИ

Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Впервые обмундирование использовали в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В Древнем Риме легионеры носили одежду белого цвета, один легион от дру-гого отличался по цвету перьев на шлемах воинов.                                                            

 А как же было в России? Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев - стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Их облик передали нам мастера живописи и прежде всего художник В.Васнецов. Всем известны его картины «Богатыри», «После побоища». Их герои одеты в кольчуги.

Кольчуга - слово славянское, но появилось на Руси лишь в XV в. До этого времени доспех знатного воина называли «броней» или «кольчатой броней». На изготовление одной кольчуги шло 600 метров проволоки. Сначала способом протяжки готовили эту проволоку, затем ее надевали на жердь, чтобы получилась длинная спираль. Спираль разрубали по одной стороне, тогда получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину их сваривали, а у оставшихся дополнительно расплющивали разъединенные концы и на этом месте пробивали отверстие для заклепок.  В одной кольчуге насчитывали от 20 до 35 тысяч колец. Весила она примерно 6,5 кг. Ворот у кольчуги был квадратным, разрезным, с неглубоким вырезом. Рукава иной раз делали длинными. Надевали кольчуги на стеганые куртки только перед боем, в походе их возили за войском на телегах.

К XIV-XV вв. кольчуга перестала быть популярным защитным доспехом. Князья предпочитали ей пластинчатые доспехи, а затем стали носить более эластичные доспехи-панцири, которые         были чешуйчатыми на    подоле                                                          на подоле и пластинчатыми и кольчатыми на груди и спине. Рукава и подол отделывали длинными языкообразными пластинами. Поверх доспехов надевали крупные бляхи. В XVI в. такой защитный доспех из крупных пластин, соединенных между собой кольцами и ремнями, получил название зерцала. Его специально начищали, полировали до зеркального блеска, покрывали золотом и серебром и гравировали. Отсюда и его название. Зерцало состояло из двух половин для груди и спины и застегивалось на плечах и боках. Две боковые пластины иногда соединяли с основными. Полный зерцальный доспех включал еще наручи, поножи для покрытия конечностей. Руси был известен другой доспех - колонтарь. Он состоял из двух половин кольчужной сетки для груди и спины, связанных между собой на плечах и боках железными пряжками

Существующая уже в XV в. байдана была разновидностью кольчатого доспеха, похожая на кольчугу и панцирь, но с плоскими и более крупными, чем у кольчуги, кольцами. Куяки, которые появились в XVI в., могли быть с рукавами или без них, усиливались на груди и спине большими латными досками-щитами. Бахтерец и юшман — представители смешанных панцирей, кольчатых и пластинчатых, кольчатых и чешуйчатых доспехов. Бахтерец был своего рода жилетом из лат, с застежками на плечах и на боку.

 Все другие части воинов защищали бармицы, зарукавья, наголенки, наручи, а для защиты головы использовались шлемы, колпаки, шишаки, стеганые шапки. Самым распространенным головным убором русского воина был шлем или шелом, как его называли в древности. Боковой удар мог лишь контузить воина, то есть «ошеломить». Это слово употребляется до сих пор в русском языке как неожиданный удар или внезапная новость. Шлем представлял собой низкую железную шапку с наушниками и носом. Нос при походе крепился вверху, а в бою опускался вниз и защищал лицо. Сзади и с боков к шлему прикреплялась бармица, прикрывавшая шею, щеки и плечи. В X в., когда появились первые шлемы, их делали простыми, конической формы, без защитных частей для лица. С XII в. русские воины стали предпочитать сфероконические шлемы, защищавшие голову в конно-сабельном бою. Они имели резко выраженный околыш и остроконечную высокую тулью. Иногда такие шлемы называли колпаками. Шлемы стали снабжать наносником, полумаской или маской с вырезами для глаз. Они спускались со лба к носу.

В XIV в. впервые упоминается о головном уборе - шишаке. Просуществовал он до XVII в. Шишак представлял полусферический головной убор типа каски высотой 20-25 см, без резко выраженной тульи и заканчивался длинным шпилем — шишом. Отсюда и его название.

Разновидностью головных уборов воинов XVI в. стали «бумажные» шапки, изготовленные из материи - хлопчатобумажной ткани, сукна и простеганные на вате наподобие тегиляя. Иногда их усиливали кольчужной сеткой. Из восточных доспехов заимствовали мисюрку - железную шапку в форме круга с бармицей и наушами. Она лишь прикрывала затылок воина и была известна уже в XIV в. Наиболее дорогим и красивым головным убором являлась ерихонка - высокая шапка с венцом(нижним краем тульи), навершием (верхним краем тульи) ирепьем - металлическим украшением на нем. К венцу ерихонки прикреплялись уши, затылок и полка, сквозь которые проходил нос с шурупом. Такие шапки изготавливались из высококачествекнной стали - булата, украшались золотой и серебряной насечкой, жемчугом и драгоценными камнями. Имели их только знатные богатые воины. Выражение «ерихониться» значило в ту пору сильно важничать. Все защитные головные уборы надевались на шапки или толстые подкладки.

 Ученик 2            

ПОЯВЛЕНИЕ ВОЕННОЙ ФОРМЫ.

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было; у княжьей дружины была та же одежда, какую носили мирные жители, только с прибавлением доспехов. А в это время  улицы городов запестрели форменными кафтанами. Стрельцы стали первыми, кто получил единообразную одежду (военную форму) за счет казны. Их форма состояла из длинного суконного платья, похожего на ферязь или кафтан с отложным воротником в первой половине XVII в., и небольшим стоячим — во второй. Каждый стрелецкий полк имел свой цвет одежды. На голове стрельцы носили шапки с меховыми околышами, через левое плечо берендейку-перевязь и остроносые цветные сапоги. Вооружены стрельцы были первоначально копьями и мечами, а затем бердышами, саблями и пищалями. Стрелецкие полки имели парадную униформу, состоящую из верхнего кафтана, зипуна, шапки с околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался согласно принадлежности к определённому полку. Для выполнения повседневных обязанностей использовалась полевая форма — «носильное платье», имеющую тот же самый покрой, что и парадная, но из более дешевого сукна серого, чёрного, или коричневого цвета.

Еще в XVI в. появились царские жильцы и рынды - почетные телохранители царя. Они были одеты в длиннополые кафтаны, которые по низу и разрезам обшивались дорогими мехами. На руки надевали белые перчатки. Рынды носили кафтаны белого цвета и высокие горлатные шапки. Оружием служили мечи, топоры, секиры, шестоперы. Остроносые сафьяновые сапоги и золотые цепи крест -накрест дополняли костюм.

Ученик 3

ФОРМА ВРЕМЁН ПЕТРА ВЕЛИКОГО  ( «Полтавская баталия». Фрагмент мозаики М. В. Ломоносова)     

Вновь образованной Петром I армии  была дана и новая Форма обмундирования, по образцу шведской. Эта Форма была довольно проста и одинакова для пехоты и для кавалерии: кафтан длиною до колен, в пехоте зелёного, в кавалерии синего цвета; камзол несколько короче кафтана, штаны узкие до колен, сапоги с раструбами при походной Форма, обыкновенно башмаки с медной пряжкой, чулки в гвардии красные, в армии зеленые, в пехотных и драгунских полках треугольные шляпы, у гренадер круглые кожаные шапки со страусовым султаном, в бомбардирских ротах головной убор наподобие гренадерского, но с медвежьей опушкой. Верхней одеждой служила епанча (плащ), во всех родах оружия одинаково красного цвета, очень узкая и короткая, доходящая лишь до колен. Отличием унтер-офицеров служил золотой галун (плотная лента или тесьма разных цветов, вырабатываемая из хлопчато-бумажной пряжи, шёлка, часто с золотой, серебряной нитью) на обшлагах кафтана и полях шляпы. Таким же галуном обшивались борты и карманы кафтанов и камзолов у офицеров, отличием которых ещё служили золоченые пуговицы, белый галстух и при парадной Форма белый с красным плюмаж на шляпе. В строю офицеры надевали ещё особый металлический знак, который носился на шее. Шарфы, носимые через плечо, служили для отличия штаб- от обер-офицеров: у первых кисти были золотые, у вторых серебряные. Напудренные парики надевались только офицерами и то лишь при парадной Форме. Каждый солдат имел шпагу и ружье, а драгуны в конном строю — пистолет и палаш; офицеры, кроме гренадерских, имевших ружья с золотым погоном (ремнем, перевязью), также имели шпаги и протазаны (нечто вроде копья на длинном древке). Бороды брили, но усы носить разрешалось. В последующие царствования форма обмундирования изменялась, но в общем сохранялись образцы Петра Великого.

Ученик 4

САМАЯ КРАСИВАЯ ВОЕННАЯ ФОРМА

Гусары появились в русской армии при Елизавете Петровне, а так как родиной этого вида легкой кавалерии была Венгрия, то и форму заимствовали оттуда.

Гусары носили рейтузы, называемые чикчирами, короткую куртку (доломан) и суконную, отороченную мехом, куртку (ментик), которая обычно носилась на левом плече, закрепленная (чтоб на скаку не свалилась) специальным шнуром. И вся эта амуниция была сплошь расшита золотым или серебряным шнуром и украшена многочисленными золочеными пуговицами.

 

Гусары прославились своим геройством в Отечественную войну 1812 года. И отличить на поле боя, в дыму, на большом расстоянии один полк от другого можно было по разного цвета доломанам и ментикам.

 

Так, в лейб-гвардии гусарском полку 1812 года доломаны и ментики были красные, а чикчиры (брюки) темно-синие. Изюмский полк имел доломаны красные, а ментики и чикчиры темно-синие.

 

Ученик 5

 В XIX веке русский офицерский мундир ждали большие потрясения. При Александре I стародедовский кафтан был заменен на  зеленый мундир с длинными, почти до колен, фалдами. Спереди мундир кончался чуть ниже груди, ноги в белых панталонах, заправленных в сапоги. Однако главным изобретением эпохи Александра I все-таки была долгожданная шинель. С тех пор это невзрачное, но надежное одеяние верой и правдой служит армии. Но на этом нововведения не ограничились. Армия получила еще новшества — наплечные знаки.

 Как назывались эти наплечные знаки в русской армии и флоте?

( Погоны и эполеты)

Погоны сначала были скорее украшением, поскольку не могли решить, как обозначить разницу в чинах. Дело попытались исправить, появились эполеты. Теперь обер-офицеров можно было отличить от штаб-офицеров, и уж тем более — от генералов.

 

Учитель

К концу XIX века выдающиеся умы военного дела сообразили, что самыми удачными цветами одежды для военной формы являются желтовато-коричневый, зеленовато-серый, оливковый…

Правда, в России с этим открытием несколько припозднились — в русско-японскую войну армия вступила в обычном обмундировании. Пришлось главнокомандующему российскими войсками отдать специальное распоряжение: "Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности”.

В начале XX века произошла реформа военного обмундирования. Офицеров переодели в однобортный зеленовато-серого цвета летний китель американского покроя (зимой — мундир), гимнастерку, шаровары и фуражку. Удобно и незаметно.

Однако подобную форму приказано было носить только в военное время. Форм для мирного времени было целых четыре: парадная, обыкновенная служебная и повседневная.

 

Таким образом, к началу XX века "форменное безобразие” постепенно уступало место практичному, удобному и главное — незаметному для вражеского глаза военному костюму, предназначенному не для парадов и смотров, а для тех, кто его носит.

 

Наступил 1917 год. Произошла революция. Затем гражданская война. Создавалась новая армия. В непростых условиях зарождались Советские Вооруженные Силы, невозможно было принять новую единую форму обмундирования. Поэтому командование Красной Армии вынуждено было использовать запасы формы царской армии без погон. Также было разрешено ношение одежды произвольных образцов. Наиболее распространенным видом одежды тогда была гимнастерка защитного цвета, шаровары, заправленные в сапоги, или обмотки с ботинками, зимой — однобортная походная шинель старого образца.

 

Сейчас вашему вниманию мы предлагаем посмотреть фрагмент из к/ф "Офицеры”, где вы познакомитесь с военным обмундированием времен гражданской войны.

 

                                     Фрагмент к/ф "Офицеры”

 

Ученик

 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И началось великое сражение русского народа за свою Родину. Воины знали, что идут сражаться за землю, политую кровью предков, которые не отдали и пяди родной земли. Все предметы обмундирования во время войны были заменены полевыми (т.е. защитного цвета). Командный состав в военное время носил однобортные шинели. Нарукавные знаки различия были отменены.

Неотъемлемой частью военной одежды стала каска

Каски-шлемы существовали еще в XVII веке в армиях ряда государств. По признанию многих знатоков, русская черная фетровая каска ("потемкинская”), введенная в конце XVII века, была наиболее удачным для своего времени специальным головным убором, предназначенным для боевых действий. Все достоинства той русской каски были учтены при изготовлении металлических касок для советских воинов. Надежной солдатской броней называют этот добротный головной убор фронтовики. Пройдя суровые испытания в годы Великой Отечественной войны, каска и сегодня надежно служит солдатам.

 

Учитель

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В послевоенный период форма одежды военнослужащих совершенствовалась. В 1969 году было принято решение о введении новой формы. Солдаты, сержанты и курсанты получили удобную и красивую парадно-выходную форму: открытый шерстяной однобортный мундир защитного цвета с рубашкой и галстуком (тоже защитного цвета), брюки прямого покроя, которые можно носить заправленными в сапоги и навыпуск с ботинками.

В настоящее время армию имеют не только каждая страна, но есть и такая армия, которая защищает мирные интересы всех стран. Это армия Организации Объединенных Наций.

Воины миротворческих сил ООН носят голубые каски. Голубой цвет означает цвет мирного неба и, кроме того, солдата в такой каске видно издалека, он не скрывается, как бы говоря: "Я пришел помочь”.

Русские воины всегда ревностно относились к чести своего мундира. Лишение мундира или права ношения каких-либо принадлежностей обмундирования за отступление от устава или малодушие на поле боя означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего или даже подразделения.

Мы с вами лишь в общих чертах познакомились с историей русского военного костюма, вспомнили и объяснили  немало   значение слов, называющих элементы военной формы. Множество книг написано на эту интересную, увлекательную тему. Познакомьтесь со списком книг по теме, предлагаемых нашей библиотекой.

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

МАОУ "Гладиловская СОШ"
Создать бесплатный сайт с uCoz